|вернуться в «Церковь Бога живого»|

 

СЛУЖЕНИЕ И СЛУГИ


ВСТУПЛЕНИЕ
СТАРШИЕ и младшие
       Во времена Ветхого Завета
       Приход в мир Единородного Сына и жизнь Собрания Божьего
ДИАКОНЫ или слуги?
ЕПИСКОПЫ
ВОЗЛОЖЕНИЕ РУК
       Немного истории
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИМЕЧАНИЯ



Вступление

Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием,
который есть Церковь Бога живого,
столп и утверждение истины.
(1 Тим. 3:15)


Искупленные драгоценной кровью нашего Господа Иисуса Христа, возрождённые и соединённые с Ним, мы сделаны частью Его Собрания (Церкви).[1] Мы неразрывно связаны с прославленным Главой на небесах. Истина об одном Теле открывает нам жизнь, соединившую нас с Господом Иисусом и друг с другом (Еф. 2:6). Жизнь, которая должна определять наши дела, мысли и желания уже здесь на земле и которая во всём блеске явится тогда, когда мы будем взяты с этой земли нашим Господом и Спасителем.

Эту благословенную связь жизни не в силах разрушить ни смерть, ни ад, ни люди. Любые препятствия, разделяющие детей Божьих, даже барьеры деноминаций и вероисповеданий окажутся, в конце концов, бессильны и упадут, открывая удивлённым небесным, земным и преисподним красоту и величие Собрания Бога.

Принадлежать к этому Собранию – дар Божий. Разве можем мы прибавить что-то к этому дару, купленному для нас ценой крови Единородного Сына? В наших силах только осветить его сиянием нашу практическую жизнь, сообразоваться с ним в наших повседневных делах и радоваться, наслаждаясь великой небесной истиной во время нашего земного пути.

У этой истины – две стороны. Первая сторона обращена к Богу и вечности, она незыблема и совершенна, так как основана на любви, верности и благодати Бога. Вторая же обращена к действиям детей Бога на земле и практическому воплощению воли Бога в жизни христианина. Эта вторая сторона указывает на призвание искупленных ходить в свете откровений Бога и являть в этом мире величие Бога и красоту Дома Божьего уже сейчас.

И именно на эту, вторую сторону апостол Павел направляет внимание своего сына в вере в первом послании Тимофею. Апостол показывает Тимофея как домоправителя, призванного поддерживать порядок в доме своего Господина.

Тимофей призван держать ответ за свои действия в этом Доме, но не перед апостолом и не перед братьями, а в первую очередь перед самим Богом, которому этот Дом принадлежит. Для такого дела недостаточно ни человеческого здравого смысла, ни опыта, ни мудрости,

но нужно нечто большее. Именно на это большее и стремился указать Тимофею апостол Павел. Молодому христианину было жизненно важно знать волю Главы Дома Божьего, ведь он был призван знать, как поступать. Задача, стоявшая перед Тимофеем,– почётна и высока. Но разве не стоит перед нами та же задача? Разве все мы не составляем одно Тело? Разве не все познавшие благодать Господа должны в меру данных даров и сил стремиться к тому же, к чему стремился молодой человек по имени Тимофей примерно две тысячи лет назад?

Дорогие братья и сёстры, стремящиеся находиться в Доме Бога живого, знаем ли мы, как поступать в нём? Занимаем ли мы в этом Доме место, отведённое нам благодатью Бога, или, подобно Израилю во времена Судей, делаем то, что находим справедливым?

Начиная размышление на эту, важную для жизни всякого христианина, тему, мы сталкиваемся с рядом сложностей, связанных с множеством мнений, принятых среди христиан. Ряд таких мнений прочно зафиксирован в правилах, уставах, катехизисах, устных и письменных «преданиях». Правила регламентируют, кто и как может служить, как служителя нужно выбирать и готовить. Эти мнения проникают даже в переводы Писания! Но отражают ли они волю Бога или лишь опыт и мнение людей, прошедших свой путь до нас? Многие установления претендуют на древность, но разве почтенный возраст и большое число приверженцев могут гарантировать истинность? Разве не один пророк Бога стоял некогда против восьмисот пятидесяти лжепророков (3 Цар. 18)? Разве не стоял некогда Михей, один утверждая слово Бога, опровергая всех других пророков (2 Пар. 18)? Разве Стефана побили камнями не поборники древних установлений (Деян. 7)? Останется ли древность и всеобщее признание веским аргументом в тот чудесный час, когда каждый из нас за себя даст отчёт Святому и Истинному?

История Собрания Бога после написания книги Деяний Апостолов и апостольских посланий сложна и запутанна. Любая история этого мира пишется победившим большинством, для которого правда там, где власть и сила. Многое дошло до нас через свидетельства людей, стремившихся доказать преимущественное или даже исключительное право доступа к Господу Иисусу определённой группы единомышленников или же представителей своей национальности. Люди, даже искренние и честные, так часто ослеплены плотской борьбой и политическими распрями… Сколько волков в овечьей одежде и сколько добрых, но заблуждавшихся братьев прошло свой земной путь до того счастливого момента, когда Господь Иисус нашёл и призвал меня и, надеюсь, тебя, мой читатель или читательница? Кто был кем в запутанной истории христианства, понять тяжело, а может быть, и невозможно. Это знает один Господь (2 Тим. 2:19). Наше дело отступать от неправды.

Человеческие мнения, термины и обычаи, привнесённые в нашу среду не из Писания, но из человеческих доктрин и учений, часто не дают детям Бога понять друг друга и нередко становятся препятствием худшим, чем разные языки. Но, хвала нашему Господу, Он предусмотрел всё. Его благодатью сохранено Святое Писание, которое приводит всё в порядок, судит намерения и помышления сердечные. Оно живо и действенно, если только мы действительно хотим, оставив привычные для плоти орудия, взять в свои руки оружие воина Христова – молот, разбивающий скалу, меч духовный, который разделяет душевное и духовное.

Сегодня мы стоим перед печальным итогом. Что можно увидеть со стороны, глядя на то, что принято называть Христианством? Там, где должно было быть единство,– разделения и ссоры, вместо единомыслия – споры и взаимоисключающие учения, вместо любви – вражда и сектантство. Как некогда Неемия, мы видим разрушение на месте прекрасного города (Неем. 2:13). Неемия не только нашёл стены и ворота разрушенными и сожжёнными, но и то, что от них осталось, было завалено мусором (Неем. 4:10). А сколько мирского, душевного, религиозного мусора накопилось в Христианстве? Неемия не мог строить из мусора или на нём, приходилось прежде тратить силы на уборку, чтобы добраться до старых и прочных оснований. Не менее утомительно и сложно будет и нам, если мы решимся честно разгребать завалы человеческих учений, традиций и порядков, которые стали привычными и, возможно, приняты многими почти одновременно со спасительным словом благодати. Но не начав этого, как мы сможем участвовать в созидании, согласном с волей Господа Иисуса?

А не созидать рождённый свыше не может. Строить на основании Господа Иисуса побуждает нас Дух Святой. Но как мы это делаем? В 1 Кор. 3:12—13 апостол Павел показывает строителей, строящих из двух типов материалов: драгоценных и обычных. Обычные: дерево, сено, солома — используются людьми для постройки своих домов; эти материалы вырастают из земли, строить из них быстро и просто, можно добиться впечатляющих результатов. Поставив, например, во главе собрания христиан человека вместо Господа и создав структуру власти, подобную человеческим партиям, включив в проповедь мудрость этого мира, которой ищут одни, и обещания чудес, которых ищут другие (1 Кор. 1:22—23), разве тяжело найти сторонников и единомышленников? Если при этом ещё и предложить блага материальные как «бесплатное приложение» к благам «духовным», то таких сторонников можно найти немало. Но хочет ли этого Глава Дома? Разве Он не предупреждает нас, что постройка из неверных материалов сгорит в день суда?

Мы призваны, испытывая всё Писанием, пребывать в поиске воли Бога, не делая ничего, лично не убедившись в том, что Бог хочет именно этого и именно от нас. Ведь, несмотря на то, что постройка из золота, серебра, драгоценных камней, скорее всего, будет не столь большой, какой могло бы быть деревянное здание, она многократно ценней для Того, кому мы её строим. [в начало]



Старшие и младшие

Говоря о созидании и о том порядке, который установил Бог, мы касаемся предмета, о котором многие думают по-разному. Когда двое представителей разных вероучений говорят на эту тему, нередко всё заканчивается только взаимным раздражением. Поэтому лучше начать с вещей, ясных для всех. И так как никто не будет оспаривать существование старших и младших по возрасту, начиная от первого рождённого на земле человека и доныне, давайте рассмотрим, какое место Господь отвёл тем и другим.

Праведный и мудрый Бог заложил в основе вселенной удивительные физические и духовные законы, некоторая часть которых известна людям сегодня. Желанием падшего человека всегда было подчинить эти законы себе. Уже в первых главах книги Бытие можно увидеть потомков Каина, научившихся изготавливать орудия из металлов. Они построили первый город, чтобы оградить себя от окружающего мира, преобразовать его по своему вкусу (см. Быт. 4:16—22). В городе, который создал Каин, было не так заметно то, что человек мог увидеть «от создания мира через рассматривание творений» (Рим. 1:20), и совесть отпавших от общения с Богом людей не так часто смущалась напоминаниями о вечной силе Бога. Но не довольно этого, уже с древнейших времён люди пытались посредством магии и с помощью князя мира сего изменять эти законы по своему произволу, для удовлетворения собственных похотей.

Стоит ли удивляться тому, что отнюдь не меньшим нападкам со времён падения человека подвергались нравственные законы, на которых должно быть устроено человеческое общество, ведь они в ещё большей степени, чем физические, отражают Его сущность. Разве не в этом причина яростных атак князя мира сего

и его детей на законы, заложенные в человеческом сердце и совести? Одним из таких законов является отношение младших к старшим.



Во времена Ветхого Завета

Достаточно ли ясно освещает Писание этот вопрос? О, да! Чтобы убедиться, прочтем вместе из книги Левит.

(Лев. 19:32): «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего. Я Господь».


К сожалению, слово «saqen» (иврит) переведено в русской Библии несколькими разными словами: «старик», «престарелый», «старший», «старейшина» [2].

Несмотря на то, что слова «старший» и «старик» близки по смыслу, их употребление в русском языке различается.

«Старшим» мы иногда называем даже молодого человека, когда говорим о его положении над другими людьми. Под словами же «старик» и «престарелый» мы подразумеваем именно преклонный возраст. «Старейшиной» чаще называют старца, обладающего уважением и авторитетом, но иногда так именуют и молодых людей, обладающих определенной, данной людьми, властью.

Однако в оригинальном тексте Ветхого Завета используется одно слово, а потому такого различия смысла не существует. Оснований переводить одно и то же слово разными способами Писание не даёт, хотя переводчики, возможно, хотели лучшего, внося некоторое разнообразие в перевод с языков оригинала.



Писание показывает старшего по возрасту человека не только как того, кого нужно уважать, но и как того, кто призван решать вопросы, возникающие перед народом, судить, учить молодых мудрости, заботиться о них.

Так, не молодых, но старших собрал Моисей, чтобы возвестить им первым волю Господа о выходе Израиля из Египта (Исх. 4:29). Старшим, а не молодым, Бог повелевает возвещать суд в народе Израиля (см. Втор. 19:11–12). Старики должны были судить как вместе с судьями (Втор. 21:1—7), так и без судей [3] (Втор. 21:19—20, 22:15—18).

Единственная возможность для молодого человека стать более мудрым, чем старшие, показана в Псалме 118:100. Не подлежит сомнению, что Слово Бога и послушание Его воле могут сделать даже юношу мудрым не по годам. Об этом говорит и Еккл. 4:13. Но разве мудрость, сходящая свыше на благословенную юную голову, станет превозноситься над старшими? (См. Иак. 3:17)

Сердце, не почитающее Бога, безусловно, стремится к разрушению этого нравственного закона не менее, чем других постановлений Бога. Так, мы видим сына Соломона, Ровоама, который пренебрегает советом старших ради совета молодых (3 Цар. 12:6—13). Что же стало следствием этого? Не что иное, как разделение Израиля…

Народ, не уважающий старших,– проклятие, которое Бог обещает навести на Израиль за отступничество (Втор. 28:50).

Во времена упадка в народе Израиля не было старших, занимающих подобающее место и способных потому осуществить суд. Об этом пророчески говорит Исайя (Ис. 3:1—2), об этом плачет Иеремия (Плач. 5:14). Такое состояние народа было свидетельством наказания от Бога.

Именно в нашей стране, где неоднократно всё разрушалось до основания молодыми, передовыми и энергичными носителями «прогресса», где к старшим относились, как к представителям всего отжившего, тормозящего движение вперёд,– именно у нас молодым верующим особенно необходимо следить за собой.

Впрочем, неуважение к старшим и даже превозношение над ними – общая тенденция этого мира и на западе, и на востоке, и у нас.

Итак, Ветхий Завет показывает место стариков, как место почётное, требующее уважения со стороны молодых. Старики, по замыслу Бога, должны были пасти и судить народ Божий, решать спорные вопросы, а молодые – слушаться, уважать и почитать старших по возрасту.



Приход в мир Единородного Сына
и жизнь Собрания Божьего


Мы коротко рассмотрели замысел Бога о положении старших в Израиле до прихода Сына Божьего в мир. Но разве изменилось что-либо в этом отношении после прихода Господа Иисуса? Ставил ли благословенный Господь себе задачей разрушить нравственный закон подчинения младших старшим? Конечно же, нет! В Евангелии от Луки (2:42—47) мы видим Господа Иисуса двенадцатилетним, в окружении старцев и учителей. И что же делает воплотившийся Бог? Учит? Обличает? Нет, мы видим Его спрашивающим и слушающим, как и прилично младшему перед лицом стариков.

Бог, установивший, какими должны быть отношения старших и младших, ни в коем случае не стремился нарушить этот нравственный закон, но утвердил его в Своём воплощении.

Говоря о старших и младших в Новом Завете, необходимо сделать некоторое отступление, вызванное тем, что учение, которому следовали переводчики Нового Завета на русский язык (в основном – православное), а также их желание облегчить чтение и украсить язык синодального перевода отразились на переводе книг Нового Завета более, чем на переводе ветхозаветных книг.

Итак, Богу угодно было передать книги Нового Завета на греческом языке. Греческое слово «presbuteros» (старший по возрасту, старец, старик) встречается в тексте Писания семьдесят раз.

Переводчики же синодальной Библии использовали в тексте шесть различных слов.

Дорогой читатель, предвидя возражение, заключающееся в том, что любое (особенно греческое) слово может быть удивительно многозначным, хочу сразу представить всё многообразие перевода одного и того же слова, которое мы можем найти в синодальном тексте Нового Завета: «старейшина», «старец», «пресвитер», «старший» (по возрасту), «пастырь», «древний». Если бы слово действительно было столь богато в своём значении, то как мог бы читатель или, тем более, переводчик, понять, о чём идёт речь в каждом месте Писания? Как сами греки могли бы понять, о чём они говорят, произнося это слово? Ведь даже контекст, на который можно было бы сослаться, претерпит значительное изменение смысла – в зависимости от того, поставим ли мы в предложение слово «древний», «старец» или «пресвитер». Собственно, «пресвитер» – это вообще не перевод слова, а греческое слово, написанное кириллицей. Почему это слово перевели в одних местах Писания, в других перевели словами, далёкими по смыслу от значения оригинального слова, а в третьих оставили без перевода, просто написав его другими буквами (транслитерировали)?

Безусловно, когда в язык вводят новое понятие, для которого в этом языке отсутствует название (например, компьютер, Интернет, философия, университет и т. п.), приходится заимствовать это слово. Однако слово «presbuteros», переведённое, в том числе, и пятью обычными русскими словами, не является одним из подобных слов! Что же заставило переводчиков пойти на такой странный шаг? Чтобы понять это, проследим логику, которой переводчики придерживались.



Итак, когда повествуется о стариках Израиля, участвовавших в осуждении Господа и гонениях на Собрание Господа Иисуса, мы всегда встречаем слово «старейшина» (28 раз) [4].

Это же самое слово в отношении старших, принявших Господа Иисуса и активно участвующих в жизни собрания, переводится как «пресвитер» (14 раз) [5].

Двадцать три раза переводчику показалось более удобным или красивым перевести слово «presbuteros» как «старец». [6]

Дважды не подошёл ни один из вышеперечисленных вариантов, и в синодальном переводе появилось слово «старший» [7] (что, собственно, и является наиболее универсальным переводом слова, с единственной поправкой на то, что подразумевается в первую очередь старший именно по возрасту).

И, наконец, три раза рассматриваемое слово было переведено весьма неожиданным образом: в 1 Пет. 5:1, 5:5 как «пастырь», а в Евр. 11:2 как «древний».

Такое разнообразие в переводе одного и того же слова, кроме всего прочего, исходит и из учения об особых должностях, в том числе и о «системе пресвитерства», которое широко распространено в христианстве. Это учение включает в себя описание обязанностей, методы вступления в должность и ухода с этой должности. Отсутствие такого учения в Писании и стало причиной желания переводчика «облегчить» понимание читателя. Стоит ли нам удивляться тому, что переводчик не мог назвать апостола Иоанна в 2 Иоан. и 3 Иоан. пресвитером? Мало кому может прийти в голову, что возлюбленный и благословенный апостол был «разжалован» до звания «пресвитера»! Это так же невероятно, как представить, что Авраам (Евр. 11:2), старший брат (Лук. 15), «совестливые» старики (Иоанн. 8) были пресвитерами в том смысле слова, в котором это слово в христианстве понимают сегодня! Сложности исчезают, если под стариками не пытаться увидеть никого, кроме людей, достигших соответствующего возраста. Поступив так, мы можем увидеть удивительное соответствие во всём Писании. Мы видим, как буквально исполнилось пророчество Исайи (3:1—3) о том, что у Иуды будут отняты вожди, воины, судьи, пророки и старцы. Те, кто назывался так, включая и стариков, не занимали соответствующего положения ко времени явления Господа Иисуса в мир и были первыми среди Его гонителей и хулителей.

При этом мы видим и незыблемость установленного Богом закона: как Моисей призвал изначально старших, но не молодых, для возвещения воли Бога (Исх. 4:29), так и апостол Павел призывает не молодёжь, но старших, чтобы предупредить их о грядущих опасностях (Деян. 20:17), и именно старшим апостол в первую очередь рассказал о том, что Бог сделал через него у язычников (Деян. 21:18). Как в ветхозаветное время старшие были призваны участвовать в принятии важных решений вместе с судьями (Втор. 21:1—7), так и в собрании Бога в первую очередь старшие братья вместе с апостолами должны были действовать при решении важных вопросов (Деян. 15:4). Как в ветхозаветное время старшие были призваны Богом заботиться о нуждах народа, так и в книге Деяний собранная помощь была отправлена не молодым, но старшим братьям, чтобы именно они позаботились обо всех (Деян. 11:30).

Итак, старший, или «пресвитер»,– это не должность и не особое предназначение. Старшим человек становится с возрастом.

Но именно от старших Бог, прежде всего, ожидает, чтобы они заботились о доме Бога, хранили учение неповреждённым, увещевали, обличали, используя во благо то положение, которое даёт им возраст.

Младшие должны оказывать старшим почтение и слушаться их (1 Пет. 5:5). Это божественное установление, данное изначально всем людям, тем более должно соблюдаться среди детей Бога.

Прежде чем перейти к следующему предмету размышлений, необходимо сделать одно дополнение. В 1 Тим. 5 апостол Павел говорит о двух типах вдовиц, а именно об истинных вдовицах, которых надо избирать (дословно «вносить в список») для того, чтобы поддерживать материально, и прочих вдовицах, которым апостол советует вступить в брак, как и всем молодым людям [8], или находиться на попечении родственников. Отличие между вдовами состоит в том, что первые, оставшись без мужа, заняли соответствующее положение и приняли от Бога соответствующее этому положению служение, а вторые – нет.

Находясь в любом возрасте и при любых обстоятельствах, мы можем занимать верное положение, а можем этого не делать. В послании Титу дано описание того, какими должны быть старшие. Апостол Павел в Деян. 20 увещевает старших из Ефеса соответствовать тому положению, в которое они пришли с возрастом.

Всегда были и до прихода Господа будут старшие по возрасту, которые не соответствуют мыслям Господа. Слава Господу, есть и такие пожилые братья, которые находятся в соответствии с замыслом Бога. Именно им в первую очередь и надлежит пасти народ Бога, а задачей остальных братьев и сестёр является ободрять их в этом служении. [в начало]



«Диаконы» или слуги?

Прежде чем перейти к теме, обозначенной в заголовке, хотелось бы сделать небольшое вступление.

Слово «диакон» [9] для русского человека столь же непривычно, как и «пресвитер». Как и в случае со словом «пресвитер», слово «диакон» — греческое слово, написанное кириллицей. В 1 Кор. 14:10 мы читаем: «Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения». Есть ли ясное значение

у слова «диакон»? В Слове Бога, Библии, без сомнения, есть самое полное и исчерпывающее объяснение, которое проливает ясный свет и на этот вопрос.

В тексте Русского Синодального Перевода слово «диакон» в разных формах встречается всего пять раз, причём в Деян. 21:8 это слово обозначено курсивом, что означает его отсутствие во всех существующих греческих текстах. Сколько же раз встречается слово «diakonos» в греческом тексте, с которого был сделан славянский, а затем и русский переводы? Оно встречается 28 раз! В зависимости от личного понимания контекста, переводчики использовали слова «служитель», «слуга» или «диакон». В основе этого понимания также лежало учение об иерархии, то есть о должностях в собрании Бога.

У слов «слуга», «служитель» и «диакон» в русском языке значения абсолютно разные. Давайте же внимательно посмотрим в контексте все те случаи, когда Духу Святому было угодно употребить слово «diakonos», чтобы понять то значение слова, которое оно имело первоначально. Начнём с Евангелий:

Марк. 9:35 — И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою;

Марк. 10:43 — Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою;

Иоан. 2:5 — Матерь Его сказала служителям;

Иоан. 2:9 — Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином,– а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду;

Иоан. 12:26 — Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет.

Матф. 20:26 — …но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;

Матф. 22:13 — Тогда сказал царь слугам;

Матф. 23:11 — Больший из вас да будет вам слуга;

Из приведённых выше стихов видно, что рассматриваемое слово не носит специфически христианского оттенка. Абсолютно ясно, что подразумеваются слуги и служанки (Матф. 22:13, Иоан. 2:5, 2:9). Также Господь называет добровольно вставших в положение слуг по отношению к Нему, приняв Сына Божьего как Господина (Матф. 20:26, Иоан. 12:26). Господь Иисус говорит, что желающие служить Ему должны быть также слугами братьев (Матф. 23:11, Марк. 9:35, 10:43, Иоан. 12:26).

Очевидно, что это не должность (что сегодня подразумевается под словом «диакон»), а также не некое служение, ограниченное заботой о столах и материальным служением. Последнее подтверждается ещё и тем, что избранные мужи в Деян. 6:3 никогда не назывались диаконами, в книге Деяний это слово вообще

не употребляется (в русском переводе Деян. 21:8 это слово вставлено произвольно и потому отмечено курсивом).

Забота о столах никак не применима к следующим стихам:

Римлянам 13:4 — …ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.

Римлянам 15:8 — Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных – ради истины Божией;

1 Коринфянам 3:5 — Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали;

2 Коринфянам 3:6 — Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа;

2 Коринфянам 6:4 — …но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах;

2 Коринфянам 11:15 — …а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды;

2 Коринфянам 11:23 — Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти;

Галатам 2:17 — Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

Ефесянам 3:7 — …которого служителем сделался я по дару благодати Божией;

Колоссянам 1:23 — …если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем;

Колоссянам 1:25 — …которой сделался я служителем по домостроительству Божию;

1 Тимофею 4:6 — Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа.

Достаточно попытаться поставить слово «диакон» в любой из перечисленных выше стихов, чтобы убедиться, что сегодняшнее содержание этого слова далеко отстоит от того, которое было вложено в него Духом Святым.

Лучший перевод данного слова слова — «слуга», в женском роде – «служанка». Привычное для нас слово «служитель» часто носит прямо противоположный характер, нежели «слуга». Под служителем часто понимается человек, занятый делом важным и серьёзным, а потому достойный всяческого уважения. Слово же «диакон» в современном христианстве вообще подразумевает некий чин, а это противоречит употреблению этого слова в Писании.

Слово Бога призывает нас быть слугами и служанками Ему, Собранию Бога, друг другу. Не преисполненными пониманием собственной значимости и важности Служителями, не наёмниками, требующими признания и оплаты за всякий сделанный шажок, согласный воле Господа, не пленниками, вынужденными выполнять чуждую волю, скрипя зубами и сопротивляясь, и тем более не специально обученными представителями профессии – дьяконами. Но добровольно и совершенно предавшими свою волю Господу, унизившимися и действительно почитающими себя ниже по отношению к другим, слугами и служанками Господу, Собранию, друг другу. Слугами и служанками, ищущими, как услужить Господу и братьям, как их порадовать, как им помочь. Именно услужить, а не «произвести служение», как это иногда называют. Слуги, действительно прислуживающие другим,– люди незначительные, стоящие в самом низу всякой человеческой иерархии. Такое положение наименее радует честолюбивую и гордую ветхую природу. Стоит ли удивляться тому, что в наши последние времена легче найти служителей, диаконов, пресвитеров, пасторов и проповедников, чем слуг и служанок?

О братьях и сёстрах, стремящихся уподобиться Господу в служении Ему и Собранию, говорят следующие стихи:

Римлянам 16:1 — Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской;

Ефесянам 6:21 — А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель;

Филиппийцам 1:1 — Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами;

Колоссянам 1:7 — …как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова;

Колоссянам 4:7 — О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе;

1 Фессалоникийцам 3:2 — …и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божья и сотрудника нашего в благовествовании Христовом;

1 Тимофею 3:8 — Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы;

1 Тимофею 3:12 — Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.

1 Тимофею 3:8—13 сообщает нам нечто важное: не всякая служба, или точнее, служба не всякого человека может быть принята, а также не всякому она может быть поручена. Прежде чем начать служить Господу и братьям, человек должен привести в соответствующее состояние себя, свой дом, свою семью, себя самого. Это необходимо сделать всякому, желающему служить Господу. Братья не должны принимать служение человека, не сделавшего это, но направлять его внимание на его собственные отношения с Господом, на его отношения с женой и детьми, на его поведение. Служба Господу — не общественная нагрузка и тем более не профессия, это образ жизни в уподоблении Господу.

Будем помнить, что сам Господь пришёл не занять «должность диакона» (Рим 15:8) среди иудеев, но стать слугой им. И каким слугой Он стал!

Пусть благословит нас Господь, уподобляясь Ему, быть слугами и служанками Ему, а также братьям и сестрам, как Епафрас. Как Фива, быть слугами и служанками Собранию, там, где мы живём, прославляя через это Господа. Делать это достойно и в соответствии с 1 Тим. 3, будучи верными слугами, как Тихик.

Как становятся слугами? Часто, говоря об избрании слуг (диаконов), ссылаются на избрание семи в Деян. 6. Хочется обратить внимание на то, что, как я уже писал выше, в греческом тексте эти мужи ни разу «diakonos» не названы. В русском переводе Деян. 21:8 это слово вставлено произвольно. Есть обстоятельства, особенно связанные с деньгами и материальными вещами, когда для того, чтобы быть благословением, слуги должны быть избраны, чтобы не допустить искушений. Подобная ситуация может и сегодня появляться в собраниях Бога. Не вызывает сомнений, что эти семеро братьев от сердца служили Собранию и Господу. Почему же слово «diakonos» в отношении их ни разу не употреблено? Думаю, Дух Святой сделал так для того, чтобы положение слуги не было связано с выбором людей, не превратилось в должность (как это, тем не менее, случилось).

Слугой стать просто, надо только последовать за Господом Иисусом, который сказал: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Иоанн 12:26). Для этого не нужно особых даров. Если эти дары потребуются в ходе служения, то благословенный Господин не замедлит дать их. Одобрение людей может понадобиться для выполнения отдельных поручений Господа, связанных со служением братьям. Но положение слуги намного шире этих отдельных поручений. Уже в шестой главе книги Деяний мы видим Стефана, служащего Господу не за столом братьев, но свидетельствующего о Господе перед народом и синедрионом. Никто, кроме Духа Святого, не посылал его на это свидетельство, никто, кроме Господа, не давал ему полномочий быть там.

1 Тим. 3 показывает нам, что некоторых братьев Господь особенно направляет на то, чтобы быть слугами, таким образом, что лучшая их характеристика и самое полное описание их личности — слуга. Как нам не хватает таких сегодня! Понятие «успеха» в христианстве связывают с известными проповедниками, писателями, богословами. Взгляды молодых братьев направляют на известных в христианской среде людей, они стремятся получить признание многих, затеять для этого очередной «великий подвиг», чтобы показать себя великими учителями, проповедниками или писателями. Также и сестры стремятся к деятельности, которая часто противоречит их положению сестёр, к участию в «заметных» мероприятиях. Быть просто слугой кажется очень скучным для плотской природы человека. Ведь меткое слово и ораторское мастерство приносят всеобщее признание, тогда как смирение часто вызывает к себе только снисходительное отношение. Но именно уподобление Господу в служении и делает христианина благословенным и позволяет ожидать награду не от людей, а от самого Господа.

Мы имеем способность быть слугами, данную нам от Господа (2 Кор. 3:6).

Да сохранит Он каждого из нас от стремления возвышаться над братьями, от «чиновничества» в собрании Бога, в котором нет должностей, но есть живые члены, которых Бог ставит для служения. [в начало]




Епископы

Мы подошли к последнему слову, которое используют для оправдания человеческой иерархии в христианстве. В рамках этой статьи нет нужды в исследовании смысла таких должностей, как «патриарх», «протоиерей», «старший пресвитер», «пастор» и т. п., так как их возникновение вторично и слишком далеко выходит за рамки Слова Бога.

Наше размышление над тем, кто такие епископы, хотелось бы начать с общего вопроса, а именно: что такое епископство, о котором апостол Павел пишет Тимофею (1 Тим. 3:1)?

Слово, переведённое в 1 Тим. 3:1 как «епископство» [10], встречается в греческом тексте Нового Завета четыре раза. Приведём эти места по синодальному тексту:

Лука 19:44 — …и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего;

Деяния 1:20 — В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой;

1 Тимофею 3:1 — Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает;

1 Петра 2:12 — …и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.

В Лук. 19:44 епископством назван приход нашего Господа Иисуса, пришедшего для спасения народа Израиля. Он пришёл, чтобы взыскать и спасти погибшее, для возвещения воли Бога, и это было истинным епископством. То же служение исполняли для Израиля и призванные Им апостолы, от этого служения посещения Израиля для возвещения доброй вести о приходе Сына Божьего в мир отпал Иуда и во исполнение пророчества его место занял другой (Деян. 1:20). Служение, описанное в Лук. 19:44

и Деян. 1:20, направлено на двенадцать колен Израиля. В 1 Тим. мы видим подобное служение как служение братьев братьям и сёстрам внутри собрания Бога. А в 1 Пет. мы видим самого Бога, который посещает язычников и представляет всё в истинном свете. Когда произойдёт это посещение? Для кого-то уже в этой жизни, когда сердце раскроется для Господа, а для кого-то тогда, когда Бог призовёт мёртвых на суд. Рано или поздно, пред Господом преклонится всякое колено.

Посмотрим теперь, что Писание говорит о тех, кто несёт это служение:

Деян. 20:28 — Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею;

1 Пет. 2:25 — Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших;

Фил. 1:1 — Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами;

1 Тим. 3:2 — Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен;

Тит. 1:7 — Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец.

Во всех вышеперечисленных местах Духу Святому было угодно использовать одно и то же слово «episkopos». Что же подразумевается под рассматриваемым нами служением? Во-первых, мы видим самого Господа, посещающего Израиль для того, чтобы призвать этот народ к покаянию, мы видим Его и как Сохраняющего наши души, который бодрствует над нами в постоянной заботе. Мы видим, что братья, стремясь уподобиться Ему, хотят быть полезными другим, бодрствуя над состоянием и хождением братьев и сестёр в собрании. Наверное, лучшее определение блюстителя мы находим в Тит. 1:7: блюститель — домостроитель Божий. В домостроительство входит и учение, и поддержка братьев, и охрана собрания от ложных учений, и сохранение верного учения, обличение, увещевание, утешение, поддержание порядка в собрании Бога. Однако основное в служении блюстителя — братья и сёстры, для которых он должен быть в первую очередь даже не учителем, а пастырем (Деян. 20:28). Истинно доброго дела желает тот, кто желает себе такого служения!

Семья такого брата должна быть безупречной, а жизнь достойной. Уча и увещевая других, он призван показывать пример во всём. Такой не должен быть из новообращённых, чтобы не возгордился и не возомнил себя «великим Служителем». Потому, если молодой брат проявляет излишнюю для его духовного возраста активность, старшие и мудрые братья могут и должны направить его мысли прежде всего на его собственную жизнь и удержать от недуховной деятельности.

Как мы уже видели, рассматривая положение старших, нормальным положением вещей является, когда служение блюстителей несут старшие по возрасту братья, а не молодые или юноши. Однако разве не является служение Тимофея тем же самым служением блюстителя (хоть оно и не названо так)? Господь волен и свободен избирать себе слуг, одарять их дарами и использовать на благо Собранию и во славу Себе. [в начало]




Возложение рук

Продолжая тему служения Господу и братьям, необходимо затронуть и тему, указанную в заголовке, так как вопрос рукоположения часто рассматривается как ключевой и даже более важный, чем наличие очевидного призвания от Бога.

Возложение рук не исключительно новозаветная практика. Впервые мы встречаем возложение рук в Исх. 29, где Аарон и его сыны должны были возложить руки на головы жертвенных животных. Через это действие они как бы становились одним с животным, приносимым в жертву. Это действие было прообразом истинной Жертвы, Агнца Божьего, взявшего на себя наш грех, и не только наш, но и всего мира. Однако возложение рук, как и жертвоприношения Ветхого Завета, было лишь образом и не более того. Это с полной ясностью открывает послание Евреям 10:1—4: «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих [с ними]. Иначе перестали бы приносить [их], потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи».

Ту же самую мысль о свидетельстве единства через рукоположение можно увидеть в Числ. 8, где народ Израиля возлагает свои руки на левитов. Левиты были заменой первенцев из народа Израиля, и народ Израиля, возлагая на них руки, свидетельствовал о своем единстве с ними. Избрание Божие и отделение левитов для служения Богу произошло прежде рукоположения, так как в любые времена истинное избрание лишь то, которое совершает Бог. Согласие людей с этим призванием – благо для них, несогласие – зло. Однако мнения людей в данном вопросе не играют роли, «ибо дары и призвание Божие непреложны» (Рим. 11:29).

Тот же принцип мы находим и рассматривая рукоположение Иисуса Навина Моисеем в книгах Чисел 27 и Второзаконие 34. Моисей просил Господа поставить над народом человека, но не пытался сделать это сам. Бог указал ему человека, который был уже избран и приготовлен, который имел Дух (см. Числ. 27:14—18). Моисей дал ему наставления, засвидетельствовал о преемственности, в том числе и через возложение рук. Бог со своей стороны также засвидетельствовал о преемственности Иисуса Навина [11] по отношению к Моисею, исполнив его духом премудрости через возложение рук Моисея.

В связи с Моисеем и Иисусом Навином стоит заметить, что преемственность не имела никакого продолжения дальше Иисуса Навина. Бог велел Моисею возложить руки на Иисуса Навина, но не велел Иисусу Навину возложить руки на других. Мы не находим в Писании никакой Моисеевой преемственности. Подобным образом дело обстоит и в Собрании Иисуса Христа. Размышления о некоей апостольской преемственности не имеют основания в Слове, так как Господь не заповедовал передавать эту преемственность. Напротив, в 1 Кор. 4:9 апостол Павел пишет о себе как об одном из последних апостолов [12].

Вернёмся к практике Собрания Господа Иисуса Христа. Старшие братья (пресвитеры в синодальном тексте) не становились старшими через возложение рук. Они уже были старшими, а возложение рук было необходимо для подтверждения правильности их учения. Мы должны помнить, что во время написания Деяний и посланий Тимофею и Титу ещё не существовало написанного Слова Бога, с которым можно было бы сверять слова проповедующего или учащего. В таких обстоятельствах особую роль имело личное научение апостолов и их свидетельство о том, что брат говорит верно. На старших, правильно наученных, верно понимающих волю Бога, достойных доверия и ведущих жизнь, согласную с Его волей, возлагались руки, что свидетельствовало о верности их жизни и учения. Собранию Бога в то время было особенно необходимо это свидетельство, так как многие лжеучителя постоянно, а иногда и не без успеха, пытались ввести братьев в заблуждение (Деян. 15:1, 2 Кор. 11:22—23, 1 Тим. 1:3, 2 Тим. 3:6—7, Тит. 1:10). Слова Истины, передававшиеся тогда, по большей части, из уст в уста, необходимо было передать верным людям, способным и других научить (2 Тим. 2:2). Естественно, такими людьми в первую очередь должны были стать не юноши или дети, но старшие братья, верные своим жёнам и воспитавшие послушных детей (Тит. 1:6). Призвав старших из Ефеса (Деян. 20:17), апостол Павел говорит им о том, что их, старших, Бог поставил пасти Собрание Бога живого, все они призваны быть блюстителями [13] (Деян. 20:28). Примечателен в этой связи стих 1 Тим. 5:17, в более точном переводе говорящий: «Хорошо управляющим старшим должно оказывать двойную честь, особенно тем, которые трудятся в слове и наставлении». Именно двойную честь, так как, во-первых, они достойны чести в связи с возрастом, а во-вторых – как трудящиеся и служащие Богу и братьям.

Но вернёмся к вопросу призвания. В Писании мы не найдём рукоположения блюстителей, евангелистов, учителей и т. п. Тит должен был рукоположить старших не для того, чтобы назначить их на служение, но чтобы утвердить их в служении, которое они призваны нести. Потому Тит рукополагает старших, чтобы они были блюстителями и слугами, но не рукополагает блюстителей и слуг. Даже видя безупречного верующего, мы не можем дать ему призвания. Слуг Божьих ставит на служение Дух Святой, а не человек (Еф. 4:11). Дары для служения также даёт Дух Святой, как Ему угодно (1 Кор. 12:4—11). При этом, даже будучи поставленным Богом и имея дар от Бога, человек может не служить этим даром. Облегчить достойным старшим это служение и был призван Тит. Для этого он и возлагал руки на старцев, которые по его наблюдению и совету апостола могли бы такое служение нести. Так же и Апостол увещевает старших из Ефеса, чтобы они были пастырями и блюстителями. Возложение рук не делало стариков служителями, но должно было содействовать им в практическом осуществлении призвания, которое они получили от Главы Собрания.



Бывает, что на служение, которое более соответствует старшему возрасту, Бог избирает и молодых и даже совсем юных. Он делал это во времена судей, делает и сейчас. Одним из замечательных примеров является Тимофей. Дар, данный ему, был сопровождён особым повелением Господа (через пророчество) с возложением рук старших [14] (1 Тим. 4:14) и через возложение рук апостола Павла (2 Тим. 1:6) [15].

В Писании есть три случая, когда через возложение рук апостолов был передан дар.

В первом случае так был передан Дух Святой (Деян. 8:17). Таким образом Бог, через возложение рук апостолов, показал, что уверовавшие из самарян присоединяются к единому Собранию. Это было необходимо, так как до основания Собрания Господа Иисуса существовало два места поклонения — иудейское и самарянское. В Собрании Божьем уже не могло быть разделений по национальному признаку. Потому самаряне должны были получить дар Духа Святого через представителей уже существовавшего на тот момент Собрания. Такими представителями были апостолы. Кто мог бы сказать теперь самарянам, что им нет места в собрании Господа Иисуса Христа, когда они получили свидетельства как Духа Святого, так и апостолов? Одновременно с этим Дух Святой засвидетельствовал и о том, что апостолы из евреев являются апостолами и для самарян [16]. Несколько позже подобным образом Дух святой подтвердил и то, что Павел, апостол язычников, был апостолом и для иудеев (Деян. 19:1—7). Два этих случая абсолютно уникальны и больше никогда не имели места в истории Собрания.

Третий случай мы находим во 2 Тим. 4:14. Возложение рук старших и апостола, пророчество были необходимы для ободрения Тимофея, а также, чтобы утвердить Тимофея перед братьями и сёстрами как служителя, несмотря на его юный возраст. Всё это должно было побудить Тимофея использовать дар и избавить молодого человека от смущения и робости, естественных для его юного возраста.

Возложения же рук самого Тимофея, Тита, Анании в Деян. 9:12, братьев в Деян. 13:3 не передавали никаких даров для служения, но являлись свидетельством единства верующих и доверия, которое оказывал возлагавший руки тому, на кого руки были возложены. Деян. 9:12 и 13:3 подчёркивают, что возложенные руки показывают не некий переход власти с «большего» на «меньшего», но именно единство тех, кто возлагает, и тех, на кого возлагаются руки, а также взаимное доверие между ними.

Возложение рук — это нормальная христианская практика. Однако такое действие внутри ограниченной группы верующих, отделённых от всех остальных, невозможно, так как само существование подобной группы противоречит сути и смыслу рукоположения. Во время написания 1 Коринфянам апостол Павел был уважаем и принят и группой Павловых, и группой Аполлосовых, так как разделение ещё не приняло своей законченной формы, а все они ещё продолжали собираться вместе. Сегодня верующие разделены барьерами деноминаций и достигли значительного «прогресса» в разделениях и расколах. Потому, говоря о возложении рук, мы сталкиваемся с двумя неразрешимыми проблемами. Во-первых, отсутствуют те, кто пользовался бы необходимым авторитетом для разделённых групп детей Божьих.

Так, рукоположение католиков будет отвергнуто протестантами и православными и наоборот, да и внутри протестантских и православных направлений отнюдь не везде принимается «чужое» рукоположение. Во-вторых, даже при наличии явного благословения и дара у верующего, его служение ограничено межденоминационными барьерами, и он не может нести своё служение так, как это должно было бы быть, если бы собрание на земле не было разъединено. Бог не призывает одного на служение протестантского пастыря, а другого на служение православного пастыря. Он призывает Своих пасти Собрание Бога Живого. Но как реализовать это призвание сегодня?

В нашей практической жизни мы можем взять пример с апостола Иоанна. Он был призван как апостол Собрания Господа Иисуса Христа, но ко времени написания 2 Иоан. и 3 Иоан. уже появилась группа под руководством Диотрефа, для которой слова апостола ничего не значили. Эта группа отделила себя от собрания, но в ней остались дети Божьи. Руководитель этой группы не принимал Иоанна как апостола. Что же делает Иоанн? Он не держится за название, но приходит просто как старец и продолжает служить тем, с кем он может иметь общение.

Так же должны поступать и мы, не стремясь к громкому названию, но служа каждый тем даром, который он получил, тем нашим ближним, кому мы можем.



Немного истории

Несколько лет назад брат во Христе Н., принадлежащий к одной из религиозных организаций, но не занимающий «церковного поста», попросил меня проповедовать на их собрании. Так как ограничений в темах проповеди мне предписано не было и от меня не требовали ограничить свободу Духа Святого во время проповеди, я согласился пойти.

Брат, пригласивший меня, был частично парализован и передвигался на коляске. Путь до места их собраний был в гору, передвигались мы медленно, так что времени на разговор было достаточно. Брат с печалью рассказал мне о пожилых и больных братьях, которых он не может посещать, так как коляска и его слабость, вызванная возрастом, не позволяют ему проехать к ним. Он рассказал также о многих, кого он в состоянии посещать, об их нуждах и заботах. Дом, где собирались верующие, был уже примерно в пятидесяти метрах от нас, когда мы поравнялись с добротной хатой. За забором мы увидели пожилого человека, идущего из дома по направлению к хлеву. «Иван, пошли на собрание!» — окликнул его мой провожатый. — «Не могу, ноги болят»,— послышалось в ответ. Мы прошли немного в молчании. «Это наш пастор,— с грустью сказал брат Н.,— свиньи у него в сарае, пошёл их кормить». — «И часто у него так?» — спросил я. — «Да почти всегда, он приходит только когда надо решение какое-то принять. Ведь без него нельзя…» — «Но почему?!» — удивился я. — «Он же рукоположен!» — сказал брат Н. одновременно и с почтением, и с сожалением.

Эта печальная картина наёмничества в христианстве до сих пор стоит у меня перед глазами. Когда же появилось учение о должностях в собрании?

Уже во втором веке после рождения Господа Иисуса, когда служение апостолов уже закончилось, Игнатий Антиохийский, принявший впоследствии мученическую смерть, пишет в посланиях Ефесскому собранию: «На епископа должно смотреть, как на самого Господа». В послании траллийцам он добавляет, что без епископов, пресвитеров и диаконов нет собрания Господа.

Во время гонений и появления многих лжеучителей Игнатий видел единственную возможность сохранить верное учение в укреплении власти епископов, что можно ясно увидеть и из его посланий к филадельфийцам, смирнянам, Поликарпу, магнезийцам. По Игнатию, вся власть в собрании должна была сосредоточиться в руках епископа; только епископ, как учил Игнатий, был проводником воли Бога, только он, по мнению Игнатия, имел право крестить, преломлять хлеб и т. д., быть руководителем всегда и во всём. Слова «епископ», «диакон» и «пресвитер» в понимании Игнатия стали определять особых верующих, имеющих более высокий «духовный ранг». По мнению Игнатия, вокруг них должны группироваться верующие, чтобы сохранить верное учение и единство.

Но так ли это? Разве не говорил наш Господь, что «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них»? (Матф. 18:20). Разве не дал Господь обещание своего личного присутствия? Разве не волен Он в том, чтобы использовать любого брата для назидания собрания? (1 Кор. 14:26). Где в Слове Бога можно найти ограничения, которым учил Игнатий?

Так тяжкие внешние обстоятельства, искреннее желание доброго для братьев достойным почёта и уважения Игнатием, который собственной мученической смертью засвидетельствовал о своей вере, привели к тому, что взгляды верующих обратились на человеческие способы объединения. Детям Бога стало казаться, что более прочным является не объединение вокруг Господа, но вокруг людей. Сначала вокруг признанных лидеров, потом вокруг избранных лидеров, потом вокруг назначенных лидеров. Личное присутствие Господа и Его руководство собранием было забыто и заменено руководством «епископами». Самую верную оценку тому времени даёт Господь Иисус в послании Ефесскому собранию: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откр. 2:4).

Впоследствии это учение развилось в католическую и православную иерархию, появился особый класс «священников», противопоставленных «мирянам», а оттуда принцип иерархии был взят различными протестантскими организациями. Ступеней иерархии стало больше, появились папы и президенты братств, архимандриты и старшие пресвитеры, протодиаконы и пасторы, патриархи и председатели советов...

Принцип человеческих организаций, где начальников избирают и ставят люди, принцип человеческой власти прочно вошёл в собрание Бога на земле. Это учение проникло в переводы писания, закрепилось как «само собой разумеющееся» и «единственно верное», так что все проводившиеся реформы и разделения сохранили принцип человеческого руководства, несколько видоизменяя его воплощение в жизнь.

Увы, христиане поступили так же, как Израиль, который попросил себе царя вместо того, чтобы уповать на руководство Господа (1 Цар. 8:7). По жестокосердию Израиля Бог допустил им остаться с царём. Но, в отличие от Израиля, Собрание Господа Иисуса Христа никогда не было и не будет земным народом. Потому

в одном из последних посланий, написанных апостольской рукой, мы видим осуждение человеческой власти в собрании в лице Диотрефа (3 Иоан.). Слово Бога не даёт оправданий человеческого руководства в Собрании, купленном кровью Господа Иисуса Христа.

Слава нашему Господу, его Писание было сохранено несмотря ни на что, и сегодня мы можем, сойдя с шаткого основания человеческих мнений, встать на незыблемую основу Его Слова.

Наша жизнь, призвание, единство, любое истинное служение, наша радость, наша награда – всё это сосредоточено в нашем Господе Иисусе Христе, предавшем за нас самого Себя, всё это исходит от Него самого. Никакие пышно обставленные человеческие богослужения не смогут заменить живого общения с Ним. Никакая человеческая мудрость, никакое образование не смогут заменить пять слов, сказанных вовремя по действию Духа Святого. Никакое положение перед людьми не заменит тихой радости возрождённой души в присутствии Господа. [в начало]




Заключение

В этой небольшой статье мы увидели, какими должны быть живые члены тела Христова — Собрания Божьего. Как узнать, где место каждого из нас,— вопрос, который задавали и задают многие, если не все верующие. Причина этого вопроса — отсутствие или недостаточность личного общения с тем, Кто ставит на служение (Еф. 4:11). Отсутствие привычки слушать голос Пастыря — наша общая беда и самая большая нужда нашего сегодняшнего свидетельства. Использование выборных должностей в христианстве создаёт иллюзию того, что эта нужда не так велика. Но это лишь иллюзия, которая однажды исчезнет. Исчезнет она у тех, кого выбрали за организаторские способности и талант красиво и складно говорить. Исчезнет она и у тех, кто успокаивал себя мыслью, что непосредственное общение с Богом не нужно, так как Его волю в совершенстве доносят до всех «лидеры», «пасторы», «батюшки» и прочие «священники» разных рангов и должностей.

Остаётся ещё открытым и вопрос, как каждый из нас должен действовать, заняв данное ему от Господа место. На эту тему можно было бы написать не статью, а книгу,— и не одну, а множество. Но нужно ли это, когда мы имеем свободный доступ к престолу благодати? Нужно ли это, если наше общение с Господом Иисусом и голос Духа Святого в наших сердцах — не часть доктринального учения, но постоянная живая практика? Так ли это у тебя, мой читатель?

Да благословит Господь и Спаситель Иисус Христос как читающего, так и написавшего эти строки, искать и хранить постоянное живое практическое общение с Тем, от Кого все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божьим (Кол. 2:19).

Юрий Ратновский
(написать автору)

 

Примечания

[1]

Греческое слово «ekklesia», переводимое в русском языке обычно словом «церковь», дословно означает «собрание», с особым акцентом на то, что у собирающихся общая цель и занятие. В русском Синодальном переводе это слово всегда переводится словом «церковь», за исключением четырёх мест в Деян. 7:38, 19:32, 39, 40, где оно переведено словом «собрание».

Русское слово «церковь» имеет сложное происхождение. В его основе лежит греческое слово «kuriake» или «kuriakon», прилагательное от слова «Kurios» – Господь. Во времена после отшествия апостолов здания для собраний верующих стали называть «kuriake oikia», что в переводе означает «дом Господень». Это название было заимствовано из греческого языка древними германцами, а затем перешло к славянам. В готском языке оно стало звучать как «kirika», в немецком «Kirche», в английском «church», в старославянском (будучи заимствованным уже из германских языков) «црькы», в древнерусском «цьркы», что в винительном падеже звучало как «црькъвь». (См.: «Религиозная лексика русского языка как выражение христианского мировоззрения», К. А.Тимофеев, Новосибирск, 2001 г.)

Таким образом, в то время как слово «ekklesia» (собрание) указывает на людей, их цель и действия, слово «церковь», даже в своём первоначальном значении, указывало не на людей, а на особое здание. Теперь же его значение тем более трансформировалось, и слово стало настолько многозначным, что его затруднительно использовать для ясного изложения мыслей. Потому в данной статье я буду употреблять слово «собрание», имея в виду то Собрание, которое святое Писание называет Телом Христа (1 Кор. 12:27). [обратно]


[2]
Данное слово встречается в тексте Ветхого Завета 171 раз. Словом «старик», «старый», «престарелый» оно переведено, например, в Быт. 18:11, 19:4, 25:8, 35:29, 43:27, 44:20, Исх. 10:9, а словами «старший», «старейшина» – в Быт. 24:2, 50:7, Исх. 3:16, 18, 4:29, 12:21, 17:5, 6. [обратно]


[3]
Судьями могли быть и люди молодые, имеющие особое призвание от Бога, как Самсон, Гедеон и т. д. Судей Бог избирал сам, не считаясь при этом с мнением людей. Однако старшие по возрасту были призваны производить суд без дополнительного призвания, исключительно в силу своего почтенного возраста. [обратно]


[4]
Матф. 16:21, 21:23, 26:3, 26:47, 26:57, 26:59, 27:1, 27:3, 27:12, 27:20, 27:41, 28:12; Мар. 8:31, 11:27, 14:43, 14:53, 15:1; Лук. 7:3, 9:22, 20:1, 22:52; Деян. 4:5, 4:8, 4:23, 6:12, 23:14, 24:1, 25:15. [обратно]

[5]
Деян. 11:30, 14:23, 15:2, 15:4, 15:6, 15:22, 15:23, 16:4, 20:17, 21:18, Иак. 5:14, 1 Тим. 5:17, 1 Тим. 5:19, Тит. 1:5. [обратно]

[6]
Матф. 15:2, Мар. 7:3, 7:5, Лук. 1:8, Деян. 2:17, 1 Тим. 5:1, 1 Тим. 5:20, Тит. 2:2, Флм. 1:9, 2 Иоан. 1:1, 3 Иоан. 1:1, Откр. 4:4, 4:10, 5:5, 5:6, 5:8, 5:11, 5:14, 7:11, 7:13, 11:16, 14:3, 19:4. [обратно]

[7]
Лук. 15:25, Иоан. 8:9. [обратно]


[8]
В греческом тексте 1 Тим. 5:14 отсутствует слово «вдовы», правильным переводом будет «Итак, я желаю чтобы молодые вступали в брак…» [обратно]


[9]
Значение слова diakonos, согласно словарю,– служебный, служительский, слуга (служанка), служитель (служительница). [обратно]


[10]
Значение слова согласно словарю: episkope – посещение. [обратно]


[11]
Необходимо обратить внимание на то, что Иисус Навин является прообразом Сына Божьего (Евр. 4:8–10). Покой в земле обетования и Иисус Навин, приведший Израиль к этому покою, лишь тени и прообразы истинного Вождя народа Божьего, воплотившегося Бога, Господа Иисуса Христа, и того покоя, который имеют искупленные в Нём. Господь Иисус, истинный Бог, ставший истинным человеком,– единственный вождь народа Божьего (Еф. 1:22, 1 Тим. 2:5). Попытки людей поставить собранию Господа другого главу по образу Иисуса Навина не просто показывают невежество людей и грубое непонимание Писания, но намного хуже: они посягают на то, чтобы возвести человека на место Господа Иисуса, отрицают Его как единственного Главу Собрания, купленного ценой Его крови. [обратно]

[12]
В 1 Кор. 4:9 – «Ибо я думаю, что нам, последним посланникам» – словом «посланники» переведено греч. слово «apostolous», переводимое в других местах словом «апостол». [обратно]


[13]
В этом месте стоит слово, переведённое в других местах Синодального перевода как «епископ». [обратно]


[14]
Слово «presbuterion» в 1 Тим. 4:14, переведённое как «священство», лучше было бы перевести как «старших», оно означает некую группу старших по возрасту людей. В Лук. 22:66 и Деян. 22:5 это же слово переведено как «старейшины». В греческом языке есть другое слово, которое переводится на русский язык словом «священник» – «iereus». Это слово встречается, например, в Откр. 1:6 и 5:10, где оно показывает детей Бога в их чудесном положении после вознесения. Оно не имеет общего корня со словом «presbuterion». [обратно]

[15]
Необходимо обратить внимание на то, что Тимофей получил дар не от Павла, но через возложение рук Павла. [обратно]


[16]
Примечательно, что уверовавшие из язычников получили дар Духа Святого без возложения рук апостолов (Деян. 10:44—45). Это явилось развитием откровения истины о единстве Собрания Господа Иисуса и показало, что центр, откуда исходит Дух Святой, находится не в Иерусалиме и не у апостолов, но на небесах. [обратно]

 

 

[в начало|лепта|встреча]

 


© Д. Афонин, 2006

Материалы могут быть использованы
только с согласия автора

Пишите: br-Denis@yandex.ru

 

Используются технологии uCoz