Зависимость — таково призвание человека. Он должен быть зависимым здесь на земле не потому, что он грешник, но потому, что он творение. Только Бог имеет право быть независимым. О нем написано, что Он «не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, сам давая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:25). Человек получил жизнь от Бога, он получил все из Его руки, так что он во всем зависит от Него. Итак, человек призван являть свою зависимость. Ему не подобает выказывать себя независимым и исполнять собственную волю, но он должен жить, получая все из руки Бога, и спрашивать о воле Бога.
Мы знаем, что человек пал в этом отношении. Сатана внушил ему, что он должен делать противоположное тому, чего хочет, что он сам должен быть «как Бог», то есть быть независимым. Зависимый человек возжелал этого, и, предавшись в сердце поискам независимости, пришел к непослушанию. Со времени грехопадения человек идет по этому пути. Вместо того, чтобы понять, что его счастье заключается в зависимости и в послушании, он считает, что уже нашел счастье, обеспечив себе так называемую самостоятельность, независимость, но вместо того, чтобы прийти к совершенству, как он любит воображать себе, он быстро приближается к своей гибели.
Поиски человеком независимости усиливаются по мере приближения пришествия Господа для суда. Предсказано, что в последние дни наступят тяжелые времена, когда люди возлюбят самих себя и будут непослушны, когда они будут говорить против Бога оскорбительные, неблагодарные слова, хуля его власть и славу. Человек, сначала пожелавший стать «как Бог», заканчивает утверждением, что «он сам Бог». Он разрушит все узы, отбросит от себя все оковы и поистине откроется как «беззаконник» (Пс. 2:2, 3; 2 Фес. 2:8).
Обращаясь к истории мира, мы повсюду видим, что отправной точкой и целью человеческих стремлений является независимость. И разве это не открывается наиболее ясно в наши дни? Разве не стремятся все к независимости? Разве не жаждут все никому не подчиняться? Мы видим это в ребёнке по отношению к старшим, в женщине по отношению к мужу, в слуге по отношению к своему господину, в подчиненных по отношению к власти. Вызывающие сожаление семейные отношения, продолжительные забастовки в социальной сфере, непрерывные и всё нарастающие революции в государственной сфере,— всё это является в наши дни развитием распространенного среди людей принципа быть от всех независимым, подчиняясь лишь собственному рассудку и желаниям.
Христианин же по благодати имеет учение, побуждающее его осуждать принцип независимости. Он сокрушается в осознании своей вины и повергается ниц как зависимый от милости Бога. В зависимости он возлагает руки на свою жертву и находит во Христе, втором человеке (который во всём проявлял зависимость на этой земле, который был послушен до самой смерти, и смерти крестной), в Нём обретает он Спасителя. Он находит во Христе также пример для себя, чтобы идти по своему пути в зависимости и послушании Богу, в искреннем доверии, принимая всё из руки Того, Кто заботится о Своих детях, как Отец.
В человеке обитает грех, но беда христианину, если он позволит греху действовать в себе, если он соблазнится искушениями дьявола и позволит увлечь себя духом мира сего, злым духом времени. Если стремление человека к независимости, приводящее его к непослушанию, отвратительно в глазах Бога, то, несомненно, отвратительно для Него, когда верующий, обязанный своему Богу спасением сейчас и в вечности и призванный к «послушанию Иисуса Христа» (1 Петр. 1:2, то есть к тому, чтобы быть таким же послушным как и Иисус Христос), вступает на путь независимости и в оставшееся ему время предается страстям человеческим вместо того, чтобы жить по воле Божьей. Сын Бога, прославленный и возвышенный, находил Свою отраду в том, чтобы делать то, что было угодно Отцу, и Он поступал так всегда (Иоан. 4:34; 8:29). Он не обязан был идти по своему пути здесь на земле в зависимости, ибо Он был независим, имея власть, но Он поступал так, потому что мы согрешили. Он был человеком, и как человек Он сделал Себя зависимым, Он был послушен, и, таким образом, во всей своей жизни Он полностью прославил Бога, которого мы оскорбляем своим проявлением независимости и непослушания. Итак, Бог желает, чтобы мы шли по нашему пути в осознании зависимости, чтобы мы во всем вопрошали о воле Бога, которую мы должны исполнять, чтобы мы хранили сознание нашей зависимости как сокровище и чтобы мы постоянно напоминали себе о том, что наша зависимость должна проявляться во всём нашем смиренном поведении, которое подобает нам пред лицом Бога. И это не только в личном, но и в общественном плане.
В общественной сфере, однако, часто бывает так, что христианин руководствуется своими собственными рассуждениями, что над ним довлеет человеческое своеволие.
Каждый христианин убежденый в божественном принципе зависимости и послушания решительно отвергает то, чтобы верующий руководствовался принципом независимости в личном плане. Несомненно, люди понимают, что христианин в наше время больше, чем когда-либо, нуждается в свете, потому что он живёт в атмосфере, насквозь пропитанной стремлением к независимости. Но он тем более должен признать необходимость осуждения независимого положения пред Богом, и ему следует остерегаться великой опасности быть осквернённым этим духом из бездны. Опрометчиво было бы утверждать, что здесь не может быть никаких сомнений или что каждый искренний верующий, вопрошающий о воле Бога, согласится со всем здесь изложенным и признает это как истину Божью. Но разве не печально то, что есть верующие, которые утверждают, что желают исполнять волю Божью, и вместе с тем в общественной сфере выступают за независимость вместо зависимости? Разве не печально то, что они провозглашают, что каждое местное собрание (церковь) должно действовать в своём государстве и среди своих? Они учат, что единственно верный принцип по Слову Бога это независимость; в данном смысле означает, что каждое местное собрание ответственно непосредственно и только перед Господом. Они подменяют действительное единство Собрания неким подобием самостоятельных, независимых друг от друга собраний, в которых теряются права и власть Святого Духа по отношению к Собранию.
И вместе с тем мы пришли к столь значительному вопросу о «церковной независимости», который в последнее время был связан с соблюдением единства Духа в узах мира с общением детей Божьих, которые бесценны в очах Бога. Ибо именно эта «церковная независимость» уже причинила и еще причинит столько вреда откровению единства и общению верующих, которые по милости Бога могут занять место за трапезой Господней.
Давайте остановимся на том, что утверждает Слово Божье о том, что имело место среди первых христиан в вопросе независимости Собрания.
Мы начнём с замечания, что, как каждый верующий обязан быть зависимым от Господа, так, естественно, каждое местное собрание должно идти по своему пути в прямой зависимости от Него и под руководством Святого Духа. Таким образом, это справедливо в отношении как личной, так и непосредственной зависимости Собрания от Господа.
Но, как было сказано, человек обязан нести ответственность не только перед Господом, ибо все верующие лично должны повиноваться не только Богу, но и друг другу в страхе Божьем (Еф. 5:21), так что местные собрания должны признавать и осуществлять своё подчинение не только Господу, но и друг другу.
Грубой ошибкой в рассуждениях этих верующих является то, что они упускают из вида единство тела, членами которого являются не только верующие по всей земле, но проявлением которого является каждое местное собрание, так что сказанное коринфскому собранию можно отнести ко всему собранию: «Вы — тело Христово».
Когда люди учитывают эту истину, они наслаждаются славными её следствиями, а именно: если кто-то получил место за трапезой Господней, то это справедливо для всех. И если кто-то лишается общения, то для него не будет места и за трапезой Господней. Я принимаю эти славные следствия не в том, что касается допущения или исключения, ибо последнее глубоко печалит, вместо того, чтобы радовать, но я принимаю эти славные следствия в отношении того факта, что все на земле за трапезой Господней признают произошедшее в одном месте, действительным для всего Собрания.
Это ярко выявилось на заре собрания, когда шел спор об обрезании. Некоторые считали обрезание необходимым для того, чтобы спастись и иметь общение за трапезой Господа. Итак, верующие говорят: что мы находим здесь, у себя, хорошим, то мы и делаем, и если другие хотят делать то же, должны ли они знать то, что у нас? Слава Богу, нет. Так возникло собрание из иудеев и язычников. Однако все чувствовали необходимость прийти к единству мысли в этом вопросе. И потому люди искали повода обсудить эту возможность. В Иерусалиме состоялось совещание. И Дух Святой удивительным образом действовал в тех, кто хотел знать об этом, чтобы позже Он мог свидетельствовать: «Единодушно рассудили» (Деян. 15).
Верно, что мы живем во времена падения и что больше нет Иерусалима, где пребывали бы апостолы. Но так же верно, что принципы Бога неизменны во все времена. Мы уже указывали на это ранее в связи с откровением о единстве. Оно справедливо и здесь. В том или ином месте искупленные собираются вокруг трапезы Господней; но при этом они должны помнить, что они не одни, но едины с другими искупленными в других местах, что, таким образом, они не должны принимать независимые решения во имя Господа, но должны быть едины в духе с искупленными в других местах, поступая в единстве. Потому, как у себя они выражают единство тела, так это происходит и в других местах, где делают то же самое, собираясь вместе, действительно вместе, ибо таким образом они выражают то, что есть одно тело, один Дух. Есть одно Тело на всей земле, повсюду проявляющееся (хотя и искаженно) в тех, кто выражает единство трапезы Господней. И есть один Дух на всей земле, действующий повсюду в различных местах, потому все принимают решение в единстве мыслей и духа в общении с Главой Собрания, который, согласно Его обетованию, лично пребывает посреди тех, кто так собрался во имя Его, находясь среди них, чтобы утвердить Свою власть. Но если Христос в Своей власти присутствует только в одном, Своем собрании, то как Он может находится в другом, независимом собрании? Значит последнее, фактически, не поместное собрание.
Если мы будем учитывать эти значительные принципы, то не впадём в заблуждение, не позволим увлечь себя духом извращения, но со всей искренностью склонимся перед Словом. Многие считаются со своим «я», со своей волей, но, проявляя внешнюю набожность, говорят: «Если в Слове это не сказано, то я не буду подчиняться; если мне не покажут убедительного для меня соответствующего отрывка в Писании, то я не откажусь от своих мыслей». Но, очевидно, из этих рассуждений следует: «Если я не вижу, что в Слове сказано то, что вы утверждаете, то я не откажусь от своих мыслей». Таким образом, люди основываются на своих собственных суждениях, доверяя им, и противопоставляют их суждению собрания, посреди которого Сам Господь со Своей властью. Но тогда собственные взгляды ставятся выше помыслов Господа, получающих свое выражение там, где собираются во имя Господа, и принимать в этом случае решение — значит очевидно утверждать господство собственной воли.
Представьте себе, что кто-то исключен из одного собрания Господа, в которое он проник. Должно ли другое собрание, в которое пришел этот человек, принять его к себе и не рассматривать его как исключенного? Или оно должно принять ту точку зрения, что случившееся в одном собрании имеет силу также и в другом? Писание утверждает последнее. То, что произошло в одном собрании, принимается также и в другом; то же самое верно и в отношении принятия. Когда кто-то допускается к трапезе Господней, то должно ли другое собрание самостоятельно решать о его принятии? Или же оно должно смиренно признать то, что имело место в другом собрании? Кто немного знаком с учением Писания в отношении Собрания, тот знает, какой ответ должен быть дан на это. Власть Христа проявляется в каждом местном собрании Господа. Посреди него лично пребывает Христос, и люди действуют под властью Его, просвещенные Святым Духом (Матф. 18:18—20). И эта власть Христа не ограничена одним местом, но действительна для всего тела. В Коринфе не должны были принимать злого человека, которого отвергли в Ефесе; в Ефесе не должны были отвергать никого, принятого в Коринфе. Уже упомянутые слова, обращенные к коринфской церкви: «Вы — тело Христово», неопровержимо доказывают, что если в Коринфе поступали независимо, то единство тела Христа требовало, чтобы они поступили осознавая, как должно действовать целое тело.
В своих посланиях Павел дает нам точные указания в отношении этой истины, добавляя к этому (что касается принятия), что каждый пребывает в общении. Первое мы видим в 1 Кор. 5. Павел сообщает собранию в Коринфе, что оно должно изгнать из своей среды злого. Он указывает местному собранию на недопустимость участия в общении того, кто называясь братом, жил в грехе. Затем Павел говорит, что этот человек осужден и должен быть предан сатане во измождение плоти. Он осудил этого брата не сам, но считал совершенно необходимым, чтобы таковой был наказан коринфским собранием во имя нашего Господа Иисуса Христа, если оно собирается в Его духе и с Его властью. Таким образом, то, что совершило собрание в Коринфе, должны были признать и члены другого поместного собрания, ибо наказание сохраняет свою силу не только для того места, где оно было осуществлено, но и для всего Собрания. Второе находим мы в 2 Кор. 3. Там Павел пишет: «Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?». Когда Павел пришел к ним, то не было нужды говорить им, что он имел свое место за трапезой Господней. Также не было нужды, чтобы они рекомендовали Павла как такового в других местах, ибо повсюду было известно, кто такой Павел. Однако многие были неизвестны, и в этом случае необходимо было давать одобрительные письма или расспрашивать о них. Это явствует из того, что Павел добавляет к этим словам, обращенным к коринфянам. Таким образом, было принято, чтобы тот, кто приходил из одного поместного собрания в другое, имел при себе одобрительное письмо, и чтобы у такого человека, желающего участвовать в трапезе Господней, спрашивали это письмо. Но вместе с тем здесь ясно указывается на то, что различные поместные собрания не были независимы друг от друга, действовали не самостоятельно, но как единое целое в зависимости друг от друга и в обязательной зависимости от Главы Собрания, принимая решения, которые должны были быть признаны всеми, как исходящие от Того, Кто является единственным центром Собрания. Так что все были ответственны не только перед Господом, но и друг перед другом. Так должно быть и теперь.
Это не отменяется тем фактом, что бывают случаи, когда поместное собрание не желает руководствоваться Святым Духом. Мы видим указание на это в коринфской церкви, так что апостол Павел вынужден был указать этому собранию на его долг. Коринфское собрание счастливым образом прислушалось к Павлу, как следует из его второго послания (2 Кор. 7:11). Но если бы они этого не сделали, то необходимым следствием этого было бы то, что другие собрания вынуждены были бы поддерживать отношения с ним, хотя они терпели бы в своей среде того человека, которого всё Собрание не должно были бы терпеть. Так и в наши дни может случиться, что собрание Господа не желает осудить зло, и тогда, после многих мягких увещеваний его уже невозможно считать поступающим сообразно единому целому; такое собрание встаёт на позиции самостоятельности и сектантства. Может случиться, что какое-либо собрание принимает человека, которого другие не приняли бы, тогда необходимо провести тщательное расследование, и после духовное разумение позволит вынести правильное суждение. Когда люди в том месте, где это случилось, начинают понимать, какова воля Господа, и признают совершившийся факт перед Богом и людьми, тогда быстро восстанавливается порядок, не противоречащий единому целому. В противном случае Собрание не может смириться с самодовольным поведением этого собрания, иначе оно разделило бы вину за изгнание того, кого не следовало изгонять.
И хотя всё это верно и из этого видно, как слабы и зависимы от Господа Его собрания, это ничего не меняет в сказанном выше о недопустимости «церковной независимости», на чём следует всячески настаивать. Ибо отсюда следует, что одно собрание не безразлично к другому в том, что там произошло или происходит, но все, ощущающие своё единство, должны действовать в единстве мыслей и чувств.
В Откр. 2 и 3 трогательным образом показано, что Сам Господь в отношении ответственности представляет собрания не отдельными друг от друга, но как единое целое. Он обращается особо к каждой из семи церквей, но в Откр. 1:11 мы читаем: «Пошли эту книгу (в которой содержатся эти семь обращений) семи церквям». Доказательство внутренней заимосвязанности собраний явствует из добавления к каждому обращению: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквям». Таким образом, всякий из каждого собрания должен услышать то, что было сказано семи собраниям. И потому сказанное в этих посланиях об ответственности имеет огромное значение.
Кто-то скажет, что каждое собрание увещеваемо особо и здесь не видно, что одно собрание воздействует на другое, сколько бы зла в нём ни было. На это можно ответить: то, что мы здесь видим, рассматривается так Самим Господом. Если Он высказывает Своё суждение о каком-либо собрании, как Он видит состояние дел в нём, то разве не может Он упомянуть многое из того, о чем собравшиеся даже не подозревают? Господь ходит как судья посреди семи золотых светильников и изрекает Свой суд. Так, как целое (золотой светильник) отлично от того зла, на которое нам указывает Господь, потому мы и должны истребить это зло из своей среды. И это последнее делали уже в самом начале.
Увы, также и во времена апостолов существовало зло, которое не было удалено. Прежде всего в последние дни, описанные у Иоанна, действие плоти особенно проявлялось в собрании, как явствует из того, что Иоанн сообщает о Диотрефе, который самолично правил в поместном собрании, так что он препятствовал некоторым участвовать в трапезе, изгоняя их по собственной прихоти. Но те, кто имел в сердце свидетельство Господа (в этом случае Иоанн), предостерегали против таковых, сообщая о них собранию (3 Иоан. 9) и действуя властью в том случае, если в каком-либо месте они не желали прислушаться и поступать надлежащим образом (3 Иоан. 10).
Увы, нежелание порвать со злом проявилось вскоре после того, как истина о единстве тела вновь выдвинулась на первый план. В одном собрании в Англии был учитель, который проповедовал чудовищное лжеучение о личности Господа Иисуса. Когда это выявилось, то многие прекратили общение с этим человеком, отступившим от учения Христа и не утверждавшим учение Христа (2 Иоан. 9 и 10). В другой части Англии собрание не приняло лжеучителя, но продолжало поддерживать общение с его друзьями и последователями. Когда же их стали увещевать, они принялись отстаивать позицию независимости в письме, подписанном десятью братьями того собрания. Следствием этого стало то, что те, кто желал сохранить учение о единстве тела в соответствии с помыслами Бога, не могли больше участвовать в этом собрании вместе со всеми, кто в него входил. Иначе они остались бы в общении со злом (2 Иоан. 11). В последние годы мы видим многих, которые, когда происходит извращение, осуждают лжеучителя, и других, которые с течением времени вступили в общение с ним, утверждая, что они не желают иметь с этим учением ничего общего, но вместе с тем они не хотят оставить позицию независимости, которую они однажды заняли, напротив, по всему было видно, что они не хотят отказаться от этого, что имело печальные последствия. Они полностью освободятся от общения со лжеучением, с которым были связаны их отцы, если прежде они открыто признают, что они преодолели извращение, проникшее со лжеучителем, если они, таким образом, очистились от зла путем смирения и исповедания. Это то, что всегда должно иметь место, когда так долго терпят зло. Слово Бога содержит много указаний в отношении очищения от зла.
Учение о единстве тела столь славно, когда его хорошо понимают, потому что оно позволяет ощутить единство на всей земле и то, что искупленные повсюду действуют в одном духе. Но это также весьма важная истина, потому что она возлагает на всех ответственность перед целым.
Поэтому прежде всего необходимо, чтобы пастыри и учители, те, которые служат посреди верующих, жили в подобной зависимости от Бога. Кто оказывает наибольшее влияние на события в мире? Разве не вожди? Потому слуги Господни, которые поставлены для пользы целого, оказывают огромное влияние на верующих. Если они лично живут в обязательной зависимости, если они покорны друг другу, то это великое благословение. Пусть каждый подумает об этом, ведь если Господь явно возложил на него ответственность, то он не сможет сделать ничего хорошего без Того, Кто открывает Свою волю в отношении того, что мы должны делать, и Кто даёт нам силу, чтобы исполнять то, что Он хочет, чтобы мы делали. Величайший известный среди людей слуга Господень, апостол Павел однажды воскликнул: «Когда я слаб, тогда я силён!» Лишь в общении с Богом, зависимый от Него, был он силён. Он упокоился в Его любви и Его деле, и он, лишённый своей силы, был силён в своём Боге, от Которого зависел он сам и всё другое, что Павел вполне осознавал.
Но эта зависимость необходима не только для тех, кого Господь использует особым образом. К этому призваны все искупленные. Началом разделения Собрания послужило то, что была оставлена первая любовь. Когда сердце больше не наполнено Господом, то место в нём занимают люди и личные помыслы. Поэтому мы не в силах в достаточной степени выразить тот факт, что общение на практике является первым требованием для счастливого участия в общении за трапезой Господней. Пусть же сердца братьев и сестёр действительно сосредоточатся на Иисусе и Его славе, пусть каждое сердце обратится к Нему, и тогда совместные встречи упрочатся и возникнет истинное поклонение Господу!
Когда мы говорим о независимости друг от друга, будь то отдельные люди или собрания, то этим самым мы вовсе не хотим сказать, что прежде всего мы не должны быть зависимыми от Господа и нести ответственность перед Ним.
Как брат я призван взирать на Господа в убеждении, что я делаю то, что Он хочет. И если другие братья считают, что я совершил ошибку, то, возможно, так оно и есть.
Как работник я призван смотреть в глаза моего Господина. Он должен указать мне моё дело. Им я призван и сделан пригодным. И может случиться, что один слуга полагает, что другой слуга должен сделать то-то и то-то, хотя последний другого мнения. Хотя Павел считал, что Аполлос должен был отправиться в Коринф с другими братьями, и Павел много раз просил его об этом, однако Аполлос говорил, что он никак не хочет идти туда сейчас, но пойдёт, когда ему будет удобно (1 Кор. 16:12).
Так и поместное собрание прежде всего должно взирать на Господа, и есть много вопросов, по которым только оно должно принимать решение; подобное вытекает из учреждения диаконов, которые должны были заботиться там о нуждающихся.
Но как бы мы ни были убеждены в этом и как бы охотно мы ни признавали личную ответственность и ответственность поместного собрания, мы тем более убеждены в том, что существует ответственность по отношению к другим, ответственность одного собрания перед другим, и это на основе единства тела, чего мы должны придерживаться не только в принципе, но что мы должны осуществлять на практике лично и в собрании.
Если мы поступаем таким образом, то одно собрание не скажет о другом, что оно не должно заниматься его проблемами. В этом случае мы будем ценить суждение брата из старших, особенно из старейшин, и будем почтительны, когда при обсуждении нужд собрания будет присутствовать кто-то из старших; тогда потребности одного собрания разделят все собравшиеся. Тогда старейшина, помимо своей личной ответственности перед Учителем, не будет пренебрегать и увещеваниями другого брата, но, напротив, охотно узнает о мнении другого брата и примет его близко к сердцу, когда возникнут разногласия, как в случае Варнавы и Марка, которые считались с плотью и не слушались Павла, высказывавшего через Духа верные мысли. Тогда мы все в истинной зависимости от Бога будем ценить друг друга и суждения друг друга, тогда мы будем стремиться сохранять мир и на практике осуществлять «единство и общение».
Нет, мы не должны руководствоваться собственными потребностями. Не должно быть никаких форм общения от себя, собственного круга собраний. Но мы должны принимать близко к сердцу благо единого тела, и откровение об этом соответствует помыслам Бога. Это может сохранить только единство Духа. Кроме того, необходимо чтобы Господь избрал тех, которые руководствуются Духом, которые действительно ходят согласно призванию, которым они призваны, и чей взор направлен на Того, Кто лично пребывает посреди признающих Его своим Господом.
Христос — центр единства и общения. Вокруг Того, Кто умер за нас и воскрес, собираются воедино рассеянные дети Божьи. Смерть Его является стержнем единства и общения до Его пришествия.
Г. Х. Макинтош
© Издательство «Благая Весть», GBV
© Д. Афонин, 2006
Материалы могут
быть использованы
без искажений и с сылкой на издателя
Пишите: br-Denis@yandex.ru